Составление учебного плана ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Орлова Т.Э., методист по дошкольному образованию МОУ ДПО (ПК)С "Учебно-методический центр"
Учебный план – нормативный документ, отражающий структуру образовательного процесса ДОУ с учетом учебно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения на основе образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Структура учебного плана
Как известно, в детском саду образовательная деятельность строится по трем направлениям: ООД, ОД в режимных моментах, ОД в самостоятельной деятельности. Каждый вид ОД должен быть отражен в учебном плане.
1 часть – «Организованная образовательная деятельность»
- Основная часть (по обязательной части ООП)
- Вариативная часть (по части ООП, формируемой участниками образовательных отношений)
2 часть - «Образовательная деятельность в ходе режимных моментов»
3 часть – «Самостоятельная деятельность детей»
Анализируя учебные планы ДОУ, можно сделать следующие выводы:
- Все дошкольные учреждения города имеют учебные планы.
- При написании учебных планов ДОУ опирались на основные нормативные документы (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, СанПин -2013, Письмо «О порядке осуществления образовательной деятельности»)
- Ко всем учебным планам имеется пояснительная записка
- Все учебные планы состоят минимум из 2 частей
- Во всех УП описывается структура обр. процесса
Вместе с тем удалось выделить следующие распространенные ошибки:
- Часть базовых занятий опускается в вариативную часть, тогда как в вариативную часть должны входить занятия, дополняющие базовую часть (но не заменяющие ее) или представляющие региональный компонент. Основание: п.2.9 ФГОС ДО: «…Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях».
Базовый вид деятельности
|
Подготовительная группа
|
Кол-во занятий в неделю/в год
|
Мин.в нед./в год
|
1 часть - основная
|
Познавательное развитие
Ознакомление с предметным окружением и
социальным миром
Ознакомление с миром природы
|
-
-
|
-
-
|
Речевое развитие
Развитие речи
Подготовка к обучению грамоте
|
-
-
|
-
-
|
Художественно-эстетическое развитие
|
1/18 - ч/н
1/18 ч/н
-
-
|
30мин/9ч – ч/н
30мин/9ч – ч/н
60 мин/36ч
60 мин/36ч
|
Физическое развитие
Физическая культура в помещении
Физическая культура на улице
|
-
-
|
60 мин/36ч
-
|
|
-
|
-
|
2 часть – формируемая участниками образовательных отношений
|
ФЭМП
|
-
|
-
|
|
-
|
-
|
Краеведение
|
-
|
-
|
Народные промыслы Подмосковья
|
-
|
-
|
|
-
|
-
|
- занятие по ФЭМП полностью отсутствует в основной части, перенесено в вариативную часть (аргументация: занятия проводятся по парциальной программе). По ФГОС ДО, мы имеем право заменить любой раздел примерной программы на парциальную.
- Названия занятий в вариативной части дублируют такие же названия занятий в основной части, а должны раскрывать превышение содержания базовых занятий.
Пример: И в основной, и в вариативной частях учебного плана присутствуют занятия по лепке и музыке. В основной части должно быть написано: «Лепка» и «Музыка». В вариативной части должно быть: «Лепка из соленого теста», «Хореография».
Базовый вид деятельности
|
Подготовительная группа
|
Кол-во занятий в неделю/в год
|
Мин.в нед./в год
|
1 часть - основная
|
Познавательное развитие
Ознакомление с предметным окружением и
социальным миром
Ознакомление с миром природы
|
-
-
-
|
60 мин/36ч
-
-
|
Речевое развитие
Развитие речи
Подготовка к обучению грамоте
|
-
-
|
-
-
|
Художественно-эстетическое развитие
|
1/18 - ч/н
1/18 ч/н
-
-
|
30мин/9ч – ч/н
30мин/9ч – ч/н
60 мин/36ч
60 мин/36ч
|
Физическое развитие
Физическая культура в помещении
Физическая культура на улице
|
-
-
|
60 мин/36ч
-
|
|
-
|
-
|
2 часть – формируемая участниками образовательных отношений
|
|
-
|
-
|
Рисование
|
-
|
-
|
Музыка
|
-
|
-
|
- Логопедия. Те детские сады, которые имеют логопедические группы, пишут логопедию в основную часть (только в этих группах), т.е в логопедических группах 3 речевых занятия все пишем в основную часть (в этих группах в основной части будет на 1 занятие больше – не 14, а 15. Основание: в детских садах комбинированного вида в группах, где осуществляется профессиональная коррекция речи, должна реализовываться адаптированная программа (п.2.11.2 ФГОС ДО)
Базовый вид деятельности
|
Подготовительная группа
|
Подготовительная логопедическая гр.
|
Кол-во занятий в неделю/в год
|
Мин.в нед./в год
|
Кол-во занятий в неделю/в год
|
Мин.в нед./в год
|
1 часть - основная
|
|
|
-
|
60 мин/36ч
|
-
|
60 мин/36ч
|
Ознакомление с предметным окружением и
социальным миром
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Ознакомление с миром природы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Развитие речи
|
-
|
-
|
|
|
Подготовка к обучению грамоте
|
-
|
-
|
|
|
Логопедическое занятие
|
|
|
-
|
30 мин/54ч
|
|
1/18 - ч/н
|
30мин/9ч – ч/н
|
1/18 - ч/н
|
30мин/9ч – ч/н
|
|
1/18 ч/н
|
30мин/9ч – ч/н
|
1/18 ч/н
|
30мин/9ч – ч/н
|
|
-
|
60 мин/36ч
|
-
|
-
|
|
-
|
60 мин/36ч
|
-
|
60 мин/36ч
|
Физическая культура в помещении
|
-
|
60 мин/36ч
|
-
|
60 мин/36ч
|
Физическая культура на улице
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2 часть – формируемая участниками образовательных отношений
|
Хореография
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Краеведение
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Народные промыслы Подмосковья
|
-
|
-
|
-
|
-
|
- Не у не всех включен в учебный план ранний возраст
- Практически у всех отсутствуют разделы «Организованная образовательная деятельность» и «Самостоятельная деятельность детей»
Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах
Формы образовательной деятельности в режимных моментах
|
Количество форм образовательной деятельности в неделю
|
Младшая группа
|
Средняя группа
|
Старшая группа
|
Подготовит. группа
|
Общение
|
Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
Беседы и разговоры с детьми по их интересам
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр
|
Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)
|
ежедневно
|
ежедневно
|
3 раза в неделю
|
3 раза в неделю
|
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)
|
2 раза в неделю
|
3 раза в неделю
|
2 раза в неделю
|
2 раза в неделю
|
Детская студия (театрализованные игры)
|
1 раз в 2 недели
|
1 раз в 2 недели
|
1 раз в 2 недели
|
1 раз в 2 недели
|
Досуг здоровья и подвижных игр
|
1 раз в 2 недели
|
1 раз в 2 недели
|
1 раз в 2 недели
|
1 раз в 2 недели
|
Подвижные игры
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
Познавательная и исследовательская деятельность
|
Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе, экологической направленности
|
1 раз в 2 недели
|
1 раз в 2 недели
|
1 раз в 2 недели
|
1 раз в 2 недели
|
Наблюдения за природой (на прогулке)
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей
|
Музыкально-театральная гостиная
|
1 раз в 2 недели
|
1 раз в 2 недели
|
1 раз в 2 недели
|
1 раз в 2 недели
|
Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам)
|
1 раз в неделю
|
1 раз в неделю
|
1 раз в неделю
|
1 раз в неделю
|
Чтение литературных произведений
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
Самообсуживание и элементарный бытовой труд
|
Самообслуживание
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ежедневно
|
Трудовые поручения (общий и совместный труд)
|
-
|
1 раз в неделю
|
1 раз в 2 недели
|
1 раз в 2 недели
|
Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах
Режимные моменты
|
Распределение времени в течение дня
|
Младшая группа
|
Средняя группа
|
Старшая группа
|
Подготовит. группа
|
Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема
|
От 10 до 50 мин
|
От 10 до 50 мин
|
От 10 до 50 мин
|
От 10 до 50 мин
|
Самостоятельные игры в 1-й половине дня (до НОД)
|
20 мин
|
15 мин
|
15 мин
|
15 мин
|
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке
|
От 60 мин до 1ч.30 мин.
|
От 60 мин до
1ч 30 мин.
|
От 60 мин до 1ч.40 мин.
|
От 60 мин до
1 ч. 40 мин
|
Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня
|
40 мин
|
30 мин
|
30 мин
|
30 мин
|
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке
|
От 40 мин
|
От 40 мин
|
От 40 мин
|
От 40 мин
|
Игры перед уходом домой
|
От 15 мин до 50 мин
|
От 15 мин до 50 мин
|
От 15 мин до 50 мин
|
От 15 мин до 50 мин
|
- Отсутствует подсчет соотношения основной и вариативной части, выраженный в процентах
Базовый вид деятельности
|
Подготовительная группа
|
Кол-во занятий в неделю/в год
|
Мин.в нед./в год
|
1 часть - основная
|
Познавательное развитие
Ознакомление с предметным окружением и
социальным миром
Ознакомление с миром природы
|
-
-
-
|
60 мин/36ч
-
-
|
Речевое развитие
Развитие речи
Подготовка к обучению грамоте
|
-
-
|
-
-
|
Художественно-эстетическое развитие
|
1/18 - ч/н
1/18 ч/н
-
-
|
30мин/9ч – ч/н
30мин/9ч – ч/н
60 мин/36ч
60 мин/36ч
|
Физическое развитие
Физическая культура в помещении
Физическая культура на улице
|
-
-
|
60 мин/36ч
-
|
|
-
|
-
|
Объем обязательной части программы
|
-
|
2 часть – формируемая участниками образовательных отношений
|
Хореография
|
-
|
-
|
Краеведение
|
-
|
-
|
Народные промыслы Подмосковья
|
-
|
-
|
Объем вариативной части программы
|
-
|
«СОГЛАСОВАНО»
зам. Председателя СПА
«Комитет по образованию» г. Серпухова
«____» ___________ 2014г.
__________________Федулова Н.Н.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МДОУ-детского сада №___
«____» ___________ 2014г.
__________________Иванова М.И.
|
Учебный план на 2014-2015 уч.год
Дошкольное образование
|