Система сопровождения
профессионального развития педагогов в аспекте подготовки к аттестации.
Балашова Ольга Семеновна,
зав. учебно-методическим
отделом
Учебно-методического Центра
г. Серпухова.
Среди приоритетных направлений развития
школы президент Российской Федерации В.В. Путин назвал подготовку кадров,
возможности для повышения квалификации педагогов, новые системы оплаты труда,
призванные стимулировать качественную и добросовестную работу. «Именно поэтому
государство должно сделать все, чтобы педагоги могли полностью сосредоточиться
на работе, имели все возможности реализовать свой потенциал, передать ученикам
не только знания и навыки, но и своим примером воспитывать честное, глубокое
отношение к делу», - считает президент.
11
октября 2012 года премьер-министр Д.А. Медведев утвердил государственную Программу
развития образования до 2020 года. Одной из целей Программы является
обеспечение доступности образования, развитие оценки его качества. В
государственной Программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы»
предусматривается введение стандартов профессиональной деятельности и
основанной на них системы аттестации педагогов. В трудовое законодательство
введены понятия «квалификация» и «профессиональный стандарт».
Профессиональные
стандарты – это документы нового типа, системно представляющие актуальную
информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения тех или
иных видов трудовой деятельности.
В
настоящее время уже разработаны проекты профессиональных стандартов по следующим
специальностям:
1)
руководитель образовательной организации (управление в сфере образования);
2)
педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном
общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель);
3)
преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании,
дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании);
4)
специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому
сопровождению обучающихся);
5)
специалист в области педагогической психологии (деятельность по
психолого-педагогическому сопровождению обучающихся).
По
мнению ученых, профессиональный стандарт позволяет:
- работникам
производить самооценку профессионального уровня и планировать профессиональный
и карьерный рост;
- работодателям-руководителям
– объективно оценивать соискателей при приеме на работу, составлять
программы профессиональной переподготовки, проводить сертификацию квалификаций
сотрудников, планировать кадровый резерв;
- образовательным
учреждениям – разрабатывать образовательные стандарты, образовательные
программы, учебно-методические комплексы;
- государственным
органам занятости – разрабатывать политику занятости, прогнозировать
потребности рынка труда.
В долгосрочной целевой программе «Развитие
образования в Московской области на 2013-2015 годы» записано, что одним из
наиболее важных направлений деятельности образовательного учреждения является
создание механизмов мотивации педагогов к непрерывному профессиональному росту.
В 2011 году был введен новый порядок аттестации педагогов. Что же изменилось с
введением нового порядка аттестации? Прежде всего, это более высокие требования
к уровню профессионализма учителя, который теперь оценивается по новым
критериям.
Введение нового порядка аттестации повлекло
ряд планомерных и последовательных изменений в процедуре аттестации педагогов
Подмосковья и в системе оценивания их профессиональной компетенции. Содержание
процедуры экспертизы педагогической деятельности определяют
контрольно-измерительные материалы, которые используют эксперты при аттестации.
Эффективность аттестации педагогического
работника во многом зависит от того, как он готов к ней. В этих условиях
важнейшая роль отводится методическим службам, которые должны сопровождать
педагогического работника.
Сопровождение профессионального развития
педагогических работников в аспекте аттестации – это комплекс взаимосвязанных
целенаправленных действий, направленных на оказание всесторонней помощи
педагогам в решении возникающих затруднений при подготовке к предстоящей
аттестации. В образовательном учреждении должна быть выработана система
сопровождения профессионального развития педагога при подготовке к аттестации, в которую должны
входить следующие направления: консультационное, психолого-педагогическое,
диагностико-аналитическое, учебно-методическое, организационно-методическое,
информационное. У координатора по аттестации образовательного учреждения должна
быть сформирована нормативно-правовая база аттестации педагогических работников
всех уровней, план работы методической службы по оказанию содействия педагогу в
подготовке к аттестации.
Необходимым условием качественной
методической помощи является наличие на сайте ОУ постоянно обновляемого раздела
«Подготовка к аттестации педагогических работников». Рекомендуем иметь в данном
разделе следующие рубрики:
·
нормативно-правовая
база;
·
образцы
заполнения документов;
·
процедура
аттестации педагогических работников;
·
советы,
рекомендации по подготовке к аттестации;
·
перспективный
план аттестации;
·
современные образовательные технологии;
·
оформление
аттестационного портфолио;
·
итоги аттестации
педагогических работников за учебный год.
Необходимо проведение мониторинга
затруднений педагога при подготовке к аттестации методическими службами ОУ.
В ходе проведения аттестации выявились
следующие замечания, предъявляемые экспертами к аттестуемым педагогическим
работникам, которые необходимо учесть при подготовке к предстоящей аттестации:
·
неправильное
оформление приложения к ЭЗ;
·
не полностью
оформленное приложение к ЭЗ;
·
не представлены
подтверждающие документы;
·
наличие лишней
информации в приложении;
·
отсутствие
конспектов или скачивание их с интернета;
·
дублирование
результатов по нескольким пунктам;
·
неправильное
оформление подтверждающих документов;
·
неструктурированное
портфолио;
·
слабое владение
аттестуемым технологиями, представляемыми
на уроке/занятии.
На основе мнения экспертов выявлены
причины, существенным образом влияющие на эффективность экспертизы педагогической деятельности:
·
безграмотное,
некорректное оформление приложений к экспертному заключению;
·
не всегда
правильная (либо недостаточная) информационная подготовленность педагога к
аттестации;
·
недостаточная
компетентность заместителя директора, ответственного за аттестацию в ОУ;
·
необъективная
(чаще заниженная) самооценка аттестуемым своих возможностей;
·
отсутствие
единого подхода в подготовке к аттестации у педагога и заместителя директора,
ответственного за аттестацию в ОУ.
При подготовке педагогических работников
к предстоящей аттестации рекомендуется уделить внимание анализу
профессиональной деятельности педагога, содействию аттестуемому при подготовке
урока/занятия с использованием современных образовательных технологий/методик.
Первоочередным действием методической
службы ОУ должно стать:
·
проведение
разъяснительной работы среди педагогов по техническому заполнению приложений к
экспертным заключениям;
·
своевременное
ознакомление педагогов с нормативно-правовой базой аттестации и КИМ оценки
профессиональной компетенции.
В ходе проведения аттестации и бесед с
педагогами выявились следующие проблемы:
·
отсутствие в
подавляющем большинстве системы работы по сопровождению аттестации. В основном,
сложившаяся практика подготовки педагога к предстоящей аттестации сводится к
консультированию по запросу;
·
слабое
использование интернет ресурсов в информационном обеспечении аттестации
педагогов;
·
недостаточное
внимание администрации ОУ к обеспечению подготовленности аттестуемого педагога
к аттестации;
·
отсутствие
психологической поддержки аттестуемому педагогу.
Рекомендации:
·
разработать
структуру сопровождения профессионального развития педагога в аспекте
аттестации с закреплением ответственных за реализацию основных ее направлений
при планировании работы на год;
·
подключить
психологическую службу к работе по сопровождению аттестации педагогических
работников для обеспечения их психологического комфорта;
·
максимально
использовать средства ИКТ технологий для быстрого и качественного донесения
информации, а также своевременного реагирования на возникшие потребности
аттестуемых;
·
проводить мониторинг затруднений педагогов при
подготовке к аттестации с последующим анализом. |