Начальник регионального научно-методического центра экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» Долгоаршинных Нелли Владимировна:
Уважаемые коллеги! Поскольку возник вопрос об электронной форме аттестации, и он вызвал активное обсуждение на интернет-портале, что говорит о явном интересе к этому вопросу со стороны педагогической общественности, я, как начальник центра, который осуществляет организационное и научно-методическое сопровождение аттестации педагогов Московской области, тоже должна оставить свой комментарий.
В 2016-2017 году в аттестации педагогов Московской области произойдут небольшие изменения:
- В соответствии с предложением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 23 декабря 2015 года и федеральными рекомендациями по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей от 16 мая 2016 предоставление копий приказов, выписок из приказов и справок от администрации образовательных организаций в качестве документов, подтверждающих результаты профессиональных достижений педагога по указанным ниже пунктам экспертного заключения, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ: выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях; проведение открытых уроков, занятий, мероприятий, мастер-классов и др.; участие в профессиональных конкурсах.
- Экспертное заключение на бумажном носителе сокращается до 1 страницы, а остальная часть экспертного заключения и приложения к нему будет приниматься и храниться в электронном виде.
- Также мы планируем ввести электронное портфолио – педагог будет иметь возможность выбора между электронным портфолио или портфолио на бумажном носителе. Варианты электронного портфолио сейчас рассматриваются. Возможна комбинированная форма предоставления аттестационных материалов. В связи с этим, мы изучим вопрос возможности применения в рамках аттестации Единой информационной системы мониторинга качества образования – большое спасибо за предложение.
Более подробная информация и разъяснения будут даны на семинаре-совещании, которое состоится 25 августа 2016 года в ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», а также размещены на сайте академии.
1. Описанные выше изменения будут действовать с сентября 2016 года. Мы перейдем на измененные формы экспертных заключений, где на печать будет выводится только одна страница, содержащая информацию о результатах экспертизы. Переход будет осуществляться плавно. В течение 2-х месяцев будут приниматься обе формы ЭЗ, чтобы педагогические работники, эксперты и методслужбы, сопровождающие аттестацию, привыкли к ним, получили консультации по всем вопросам. Аналогично мы планируем вводить электронное портфолио педагога, постепенно с проведением большой разъяснительной работы.
2. Единая информационная система мониторинга качества образования, Информационная система качества образования (ИСКО) - насколько мы сможем использовать эти системы или какие-либо другие информационные системы в рамках аттестации педагогов, пока сказать не могу. До января 2017 года будет принят закон, обязывающий госорганы в своей работе использовать единую инфраструктуру электронного правительства. Нужно изучить этот вопрос. В любом случае мы будем делать все возможное, чтобы упростить педагогам процедуру подготовки к аттестации.
3. И, наконец, о слухах в учительском сообществе.
Изменение процедуры аттестации неизбежно. Произойдет это в связи с введением профессионального стандарта педагога. Когда это произойдет - сегодня об этом Вам никто не сможет сказать. Возможно в 2017 году, а может быть в 2018 или 2019. Вопросами введения профстандартов занимается Минтруда РФ. Насколько я знаю, на данный момент Минобрнауки РФ обратилось в Минтруда с предложением о переносе сроков введения профессионального стандарта педагога, но поддержит ли данное предложение Минтруда - неизвестно.
Что может измениться с введением профстандарта педагога?
Этот вопрос также находится в стадии разработки. Скорее всего будет следующее:
- Аттестация останется только на соответствие занимаемой должности (аттестация рабочих мест), которую будет осуществлять образовательная организация.
- Уровень квалификации педагогов (сейчас это квалификация на первую и высшую кв. категории) будут оценивать центры независимой оценки квалификаций. Процедура будет называться сертификацией.
- Для установления уровня квалификации (это процедура добровольная) педагог должен сдать квалификационный экзамен.
Что такое квалификационный экзамен?
Процедура и содержание квалификационного экзамена также находится в стадии разработки. Руководитель проекта по внедрению профессионального стандарта педагога Михаил Юрьевич Забродин предложил следующий порядок проведения профессионального экзамена:
1. Подача заявления.
2. Проведение заочного этапа профессионального экзамена (на основании пакета документов педагога, представленного на бумажном или электронном носителе).
3. Проведение очного этапа в ходе посещения образовательной организации.
Как видите, по предлагаемому Ю.М. Забродиным порядку проведения квалификационных экзаменов никаких экзаменов по предмету, педагогике и психологии нет. Более того, порядок квалификационного экзамена максимально близок к нашей системе аттестации. Об этом говорил и сам Юрий Михайлович. Думаю, что если все таки будет принята эта форма квалификационного экзамена, нам будет легче перестроиться на введение профессионального стандарта, чем многим другим регионам.
Правда, также рассматривается и другая модель профессионального экзамена - в формате ЕГЭ для учителей (тестирование). Но предполагаю, что эта модель крайне затратна, что на сегодняшний день делает ее неосуществимой.
Так что, поживем - увидим. |