В последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Интерпретация результатов тестирования может содержать ряд ошибок в силу разных причин. Ошибки в прогнозах объясняются сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности. Поэтому многие специалисты используют и другие методы: экспертное оценивание детей учителями, родителями, оценку конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов), результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах. Обычно диагностика одаренности проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных для этого учебных и развивающих программ, которые реализуются в соответствующих группах, учебных классах и школах для одаренных. Эффективность освоения детьми этих программ и является для многих учителей своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования, условия приема в подобные учебные заведения диктуют требования к методам диагностики: они должны быть стандартизированы и не занимать много времени. Эти требования во многом и объясняют популярность тестирования. Скачать
Единыйурок.рф - онлайн-площадка для проведения Единых уроков, тематических занятий и образовательных мероприятий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Администрация портала аккумулирует и готовит материалы для проведения тематических уроков, а также предоставляет педагогам уникальные возможности и функционал для развития, общения и педагогической работы.
Сегодня метод проектов широко известен и активно применяется во многих российских школах. Учителя вполне заслуженно отмечают преимущества данного метода в образовании. В литературе, особенно интернет-изданиях, имеется много публикаций, посвященных использованию проектирования в образовательном процессе. В статьях и отчетах педагоги увлеченно рассказывают об эффектах применения проектного метода, о своих достижениях и достижениях своих учеников, подводят первые итоги работы с данным методом. Таким образом, можно сказать, что начальный этап использования метода проектов в школе – этап увлеченности, со всеми свойственными ему восторгами, первыми успехами, ошибками и заблуждениями, подходит к своему логическому завершению. Для перехода на второй этап необходимо провести детальный «разбор полетов».
Обобщение педагогического опыта - это одна из форм самореализации и самовыражения учителя.[1]
Опыт - это:
1. Совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков педагогического работника;
2. Полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов этого мира и общественной практики (словарь С.И.Ожегова).
Педагогический опыт - целостная характеристика практики решения учителем педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности; способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.
Что значит обобщить? Это значит сделать выводы; выразить основные результаты в общем положении (на основе изучения) - словарь С.И.Ожегова.
Под обобщением опыта понимается его осмысление с более общих научных эмпирических (греч. эмпирио - опыт) или теоретических позиций.
Обобщение опыта - это формирование его теоретических оснований, а значит, более глубокое и полное осмысление учителем достигнутого и выявление перспектив для дальнейшего развития.
Обобщение педагогического опыта:
1. Вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого - либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное и систематизированное его описание;
2. Результат методической деятельности, ее продукт;
3. Педагогический опыт возникает как диалогическая потребность педагога к совершенствованию собственной деятельности.
Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются Вами как педагогом положительные результаты в учебно - воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта Вам необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. Но при этом очень важно, чтобы сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых вы строите учебный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями.
В процессе описания и обобщения опыта необходимо ответить на вопросы:
1. Что я делаю? (предмет деятельности)
2. Почему я это делаю?(мотив обобщения)
3. Для чего я это делаю? (какова цель?)
4. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы, ресурсы)
5.Что сделано до меня? (опыт исследования проблемы)
6.Как это делают другие? (методический опыт внедрения)
7. Какой это дает (даст) результат? (перспектива внедрения)
8. Вывод-предположение, за счет чего, достигнут результат (сочетание технологий, генетика, подбор дидактических средств, системы диагностических работ и последующей коррекции, системы требований, системы взаимодействия с родителями и т.п.)?
Трудности, которые возникают на этапах проектирования и внедрения опыта (алгоритмы, формы, методы, ресурсы)
Предлагаем следующий алгоритм обобщения педагогического опыта.
Сформулируйте тему, опираясь на принципы актуальности, при этом постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее (см. п.1).
Аргументируйте выбор темы, используя результаты диагностических работ, анкетирования и тестирования (положительная динамика выполнений заданий указанного формата; качественный и количественный анализ по итогам ГИА т.д. ) (см.п.2-6.)
Опирайтесь на материалы научно-методической литературы по интересующему вас вопросу, делайте сноски при оформлении текста в соответствии с ГОСТ. (см.п.6)
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, разработки, дидактические пособия, творческие работы детей, свои наблюдения за развитием учащихся и воспитанников.
Отмечайте свои сомнения, неудачи (см. п. 8-9).
Накапливайте материалы на своем персональном сайте или в блоге. Помните, когда материалы «всегда под рукой», можно поделиться с коллегами, представить свою работу родителям учащихся.
Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и в работе ваших коллег. Старайтесь отразить их корректно в аналитических заметках-тезисах (см. п.5-6).
Опишите особенности своего педагогического дизайна: последовательность использования методик, технологий; закономерность получения желаемого качества образования (см. п. 4-9)
Определите форму обобщения (реферат, доклад, статья и др.)
Приведите в систему методические материалы (планы, памятки, схемы, алгоритмические таблицы и др.), сопровождая их краткими разъяснениями (см. 1-9).
[1] В подготовке Памятки использованы материалы Л. М. Буняевой, методиста МОУДО «ИМЦ» г.Новомосковска
Уважаемые коллеги! Обратите внимание на изменения и дополнения в нормативно-правовой базе по аттестации педагогических работников (Федеральный и региональный уровень).
Количество публикаций педагогических работников в научных изданиях неукоснительно растет. И дело не в том, что большинство из них являются аспирантами или соискателями, а в том, что публикации являются одним из параметров текущей аттестации педагогов. К сожалению это не в пользу научного стиля изложения. Педагоги-практики, в большей мере склонны публиковать разработки уроков, сценарии мероприятий, программы элективных курсов, рабочие программы. Участие же в различных научно-практических конференциях и конкурсах обязывает к несколько иной трактовке своей педагогической практики.
Цель написания эссе – способствовать развитию интереса к философии у тех, кто самостоятельно, творчески мыслит. Жанр философского эссе требует не специальных научных знаний или овладения философской категориальной техникой, а умения самостоятельно мыслить, сравнивать свой опыт с наблюдениями других.
Видеоролик стал составной частью многих конкурсов профессионального мастерства. Профессиональный видеорепортаж стоит довольно дорого, а на конкурсную оценку в большинстве своем не влияет. Необходимость кинопродукта продиктована подготовкой к завершению конкурсных испытаний – публичный показ с целью знакомства аудитории с конкурсантами.
Несколько советов, как сделать видеорепортаж своими руками, на что обратить внимание.
Телевизионный репортаж показывает зрителю событие. Описательную функцию в этом случае выполняет видеоряд. Зрелищность и убедительность предлагаемой картинки — условия «смотрибельности» репортажа.
Видеорепортаж состоит из трех основных элементов:
1. закадровый текст сообщения – характеристика педагогической деятельности учителя, используемых технологий. Записать закадровый текст можно с помощью программы Audacity;
2. видеоряд — смонтированные фрагменты видеоизображения, отобранные из исходников (отснятого на цифровую видеокамеру материала). Видеомонтаж можно выполнить с помощью программы Movie Maker;
Очень важно не свести видеорепортаж к хвалебной песне о педагоге. Показ должен констатировать факты: использование инновационных технологий на уроках, во внеклассных мероприятиях, на родительских собраниях, при этом сделать акцент на уникальность, нестандартность, отличность от других замечательных педагогов, работающих в школах.